PDF Печать E-mail

Страничка педагога-психолога

12 апреля 2021 г.

Поколение Z: кто они?

Дети, рожденные после 1995 года, росли в окружении телевизоров, компьютеров, игровых приставок и, позже, смартфонов. Благодаря этому им был доступен иной уровень потока информации, о котором предыдущие поколения могли только мечтать. Именно информационные технологии провели жирную черту между поколением Z и всеми предыдущими. Кто они, дети поколения Z? Почему их так тяжело понять, и как взрослым найти общий язык с ними?
В конце двадцатого столетия ученые Уильям Штраус и Нил Хоув презентовали миру теорию о поколениях. Согласно данной теории, у каждого временного отрезка растет поколение, у которого имеются общие характеристики, отличающие их от других. С появлением данной теории стало понятно, почему существует многовековая проблема родителей и детей.

Особенности ценностных ориентаций российского поколения Z

Изучая поколение Z, интересно рассмотреть их в разрезе российского общества. Как известно, за последний век поколения постсоветского пространства развиваются немного иначе, чем их западные сверстники. Итак, давайте рассмотрим, какие же ценностные ориентации есть у российского поколения Z:

  • развлечения и отдых являются одной из ориентаций российского поколения Z. Это поколение ищет отдыха, эмоций и легкости;
  • искажение культурного наследия и внедрение прозападных технологий и развлечений, Причем тут нет ничего общего с деградацией поколения, а лишь новый взгляд на жизнь;
  • никто больше не верит идеологам на слово – везде требуется объективное и правдивое объяснение;
  • потребительские запросы и сиюминутные решения важнее творческих и глобальных;
  • сложно мотивировать поколение Z на отказ от повседневной хорошей жизни во благо неизвестного будущего;
  • отсутствие этнокультурной самоидентификации.

У нового поколения возникает размывание жизненных принципов и жизненных ориентиров. Происходит это в силу нескольких причин. Первая – быстрое изменение жизни, вследствие которого отдельные жизненные принципы, а то и стиль жизни в целом устаревают. Второе – мировоззренческий разрыв с родителями, жизненные принципы старших становятся для молодежи неактуальными. И, наконец, третье – избыточность информации, или информационная перегруженность, являющаяся неотъемлемой чертой современного информационного общества.
Существует не одна "теория поколений". Этой теме посвящено достаточное количество исследовательских работ. Однако, хотелось бы сделать акцент на следующем. Одно поколение сменялось другим. И, как правило, это поколение отличалось от предыдущего в силу общих характеристик времени. Проблема «отцов и детей» тоже не нова. И, тем не менее, мы должны научиться договариваться, находить общее во всем многообразии отличий, независимо от того, сменяем кого-то мы или кто-то приходит на смену нам.